Два календаря — два праздника

Древние славяне каждый год внимательно следили за сменой сезонов. Все с нетерпением ждали, когда придет тепло и можно будет пойти в поле и посадить овощи и зерновые. Сельское хозяйство было в приоритете, так что радовались все именно первому дню весны, который и считали началом нового года. С принятием христианства в 988 году появился и церковный календарь, который начинался 1 сентября. Праздничные даты, 1 марта и 1 сентября, начали существовать параллельно, только в 1492 году официальной праздничной порой стала осень.
Поздравительная карточка, XIX в. (из коллекции Музея Москвы) фото № 1
Поздравительная карточка, XIX в. (из коллекции Музея Москвы)

Маски, бороды и пляски в Рождество

Праздновать Рождество на Руси стали только в Х веке. Празднику предшествовали 40 дней Филиппова поста. Накануне праздника все православные сочельничали. До появления на небе первой звезды нельзя было есть. Вечерняя трапеза начиналась с обрядовой каши — кутьи. Ее варили из обдирного ячменя, пшеницы, риса или другой крупы и приправляли медом, изюмом и сочивом — маковым, конопляным, миндальным или другим семянным соком, который называли молоком. В рождественский сочельник такую кашу ставили на стол, покрытый соломой, а сверху скатертью.
Праздник Рождества приходился на то время, когда древние славяне отмечали свой зимний многодневный праздник — коляду. Колядки, как и святки, справлялись в период зимнего солнцестояния. Наши предки считали, что это время новой жизни, обновления природы, пограничный период между старым и новым хозяйственными годами, поворот к теплу, которое несет плодородие и веселье. Колядки начинали праздновать с Рождественского сочельника. Надевали самодельные маски, бороды из льна и шутливые костюмы, состоящие из самых худых кафтанов, вывороченных шерстью наружу. Рядились также в коней, коров и других животных, символизирующих плодородие. Шумной веселой ватагой парни, девушки и мальчики врывались в дома, пели, плясали, предлагали погадать. Хозяевам полагалось гостей без подарков и угощения не отпускать, за что ряженые сулили им полное благополучие и счастье.
Два календаря, гадания, хождение со звездой: как отмечали Новый год и Рождество с древности до наших дней фото № 2
После безуспешных попыток искоренить языческую коляду христианская церковь включила ее в святки — 12 дней между Рождеством и Крещением. Игры и обряды коляды постепенно заменили прославление Христа, хождение со звездой и другие обряды. Святки стали воплощением языческих и христианских верований, а также праздником, насыщенным разными обычаями, обрядами и приметами. С языческих времен сохранился обычай наряжаться на святки в смешные и грозные маски. По существовавшему поверью, в период с Рождества до Крещения активизируются все темные силы, и ряженые, изображая из себя демонов, должны отгонять злых духов. Скверну переряживания смывали в праздник Крещения святой водой. Святки было принято проводить не только весело, но и в любви и согласии с близкими. Ходили друг к другу в гости, поздравляли с праздником. Две ночи на святках посвящались гаданиям: первая — на Васильев день, вторая — на Крещение.
Два календаря, гадания, хождение со звездой: как отмечали Новый год и Рождество с древности до наших дней фото № 3

Новое летоисчисление — новые традиции

1 сентября 1698 года москвичи последний раз встречали Новый год осенью. Петр I ввел новое летоисчисление — от Рождества Христова (до реформы счет дней на Руси велся от сотворения мира), а заодно и передвинул официальное начало года с сентября на январь. Указ от 20 декабря 1699 года расписывал новые детали старого праздника: «…а в знак того доброго начинания и нового столетнего века в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви… по большим и знатным проезжим улицам… перед вороты учинить некоторые украшения от дерев и ветвей сосновых еловых и можжевеловых…» Образцы украшенных ветвей были выставлены у Гостиного двора и Главной аптеки на Красной площади. Это новшество со смертью Петра I было забыто и соблюдалось только кабатчиками в питейных заведениях. Также «в знак веселия» приказывалось учинить иллюминации и салют, более того, в каждом дворе было велено сделать по три выстрела из мушкетов и пушек, а на площадях пускать ракеты «какие у кого будут».
Два календаря, гадания, хождение со звездой: как отмечали Новый год и Рождество с древности до наших дней фото № 4
С 1 по 7 января на Красной площади устраивались огненные потехи и стрельба, по ночам на улицах горели костры или поставленные на столбы смоляные бочки. Сохранились воспоминания Федора Поликарпова, постоянного автора газеты «Ведомости» и справщика (редактора) Печатного двора. Он наблюдал за встречей нового века из окон типографии на Никольской улице, которая неожиданно стала центром ночных торжеств: «…в знатных местах зделаны были ворота наподобие Триумфальных. Також у многих знатных домов украшены были ворота ветвями от разных древ и иллюминациями». Утром государь принимал в Кремлевском дворце официальные поздравления «на европейский манер». В домах сподвижников Петра начались ассамблеи, с правилами которых еще не все были знакомы. Танцевать всю ночь и открыто любезничать с дамами теперь разрешалось на «правительственном уровне», поэтому молодежи нововведение понравилось. Через семь дней пальба и гульба прекратилась, началось новое столетие.
Два календаря, гадания, хождение со звездой: как отмечали Новый год и Рождество с древности до наших дней фото № 5

Елка в каждый дом

Традиция ставить елку и украшать ее к Рождеству укоренилась в России в 1830-х годах и широкое распространение получила уже к середине XIX века. Украшали ее отнюдь не стеклянными игрушками, а яблоками, орехами, конфетами, пряниками. Тогда же появились елочные базары и магазины. В Первую мировую войну рождественская елка стала сближающим фактором для противников. Выставленные на бруствер немецких окопов 24 декабря 1914 года небольшие светящиеся елочки послужили символом, призывающим к братанию солдат воющих сторон. Аскетично украшенная военная елка ставилась и в русских окопах. К 1917 году в России празднование Рождества, установка и украшение рождественской елки стало привычным явлением.

Забытый буржуйский праздник

До революции Рождество было главным семейным праздником, а вот Новый год отмечала исключительно молодежь. После Октябрьской революции, едва оправившись от Гражданской войны, Совнарком РСФСР принял декрет о переходе страны на григорианский календарь — с 25 декабря празднование Рождества перешло на 7 января. Со второй половины 1920-х годов началась борьба с церковными праздниками как с буржуазными пережитками старого мира, в первую очередь с Рождеством. Было решено праздновать только Новый год. В 1936 году появился декрет Совнаркома о публичном праздновании Нового года 31 декабря. Старая, укоренившаяся традиция приобрела новый смысл, попутно изменив свою атрибутику. Тогда же появились елочные украшения с символикой советского государства: шары со звездами, серпом и молотом, «буденновцы», стеклянные дирижабли с надписью «СССР». 
В Великую Отечественную войну по указу Сталина были открыты храмы, тогда снова вернули празднование Рождества. В 1947 году 1 января стал официальным выходным днем. Празднование Нового года стало обрастать традициями, часть из которых перешла к нему от Рождества. Например, вручение подарков, богатый праздничный стол. С распадом Советского Союза Рождеству вернули статус официального праздника, и 7 января объявили выходным днем. Также вернулись рождественские ярмарки, популярные в XIX веке. 
Два календаря, гадания, хождение со звездой: как отмечали Новый год и Рождество с древности до наших дней фото № 6